Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 
 
   
Грузы:   20102
Транспорт: 35133
Склады: 3
Таможня: 3
 
Грузовладельцы:   5342
Грузоперевозчики: 17726
Экспедиторы: 2745
Новые: 28
Всего: 25813
 
 
 
Для доступа в личную панель Вам следует войти на сайт под своими логином и паролем
(Бесплатно зарегистрироваться)
 
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Регистрация / Забыли пароль?
Главная
ICQ-диспетчер
Расчет расстояний
Справочник логиста
Статьи
Цены на ГСМ по регионам
Груз
Транспорт
Страхование грузов
Таможенные услуги
Складские услуги
Найти фирмы в системе
Черный список
Расчет Ж/Д Тарифа
Новости
Форум
Часто задаваемые вопросы
Реклама на сайте
Контакты
Для зарегистрированных пользователей доступен сервис ICQ диспетчер грузоперевозок
Вы можете оперативно получать интересующие вас грузы/транспорт на Ваш номер ICQ

На нашем сайте доступен новый сервис, позволяющий отследить текущие средние розничные цены на ГСМ по всем регионам России.


Справочник логиста
В данном разделе нашего сайта Вы сможете получить ответы на интересующие вас вопросы в области транспортной логистики.
Колонку ведет кандидат технических наук, доцент кафедры эксплуатации автомобильного транспорта Южно-Уральского Государственного Университета Горяев Николай Константинович.
Также Вы можите задать свой вопрос вы можете в ниженей части страницы.
Логистика
СНиП31
ГОСТ 9557
Транспортно-экспедиционное обслуживание
ГОСТ Р 52297
ГОСТ Р 52298
Автомобильные перевозки
ГОСТ Р 51005
ГОСТ Р 51006
Перевозка опасных грузов
Нормы расхода топлива
Устав АТ
Международные перевозки
Описание
СПС (скоропорт)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ (Часть 3)
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5

4. Требования к водителям, выполняющим международные автомобильные перевозки

4.1. Возрастные и квалификационные требования

Минимальный возраст водителей транспортных средств, осуществляющих междугородные автомобильные перевозки грузов, должен быть:

  • для транспортных средств, разрешенный максимальный вес которых не превышает 7,5 тонн, – не менее 18 лет;
  • для других транспортных средств не менее 21 года или не менее 18 лет при наличии удостоверения о профессиональной подготовке;
  • если на транспортном средстве предусматривается два водителя, то один из водителей должен быть не моложе 21 года;

Водители транспортных средств должны быть добросовестными и заслуживающими доверия. Они должны иметь достаточный опыт и квалификацию, необходимые для выполнения требуемой работы.
Водители, осуществляющие перевозку опасных грузов должны быть не моложе 21 года, иметь стаж работы не менее 3 лет и пройти специальную подготовку, которую в России проводят учебные центры, аккредитованные Министерством транспорта РФ.

4.2. Режим труда и отдыха

В целях повышения безопасности движения, важной составляющей которой являются режим труда и отдыха водителей, было разработано «Европейское Соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (ЕСТР), которое применяется к любым коммерческим перевозкам [8].
В соответствии с этим соглашением, участником которого является Россия, регламентируются:

  • время непрерывного управления (статья 6);
  • еженедельная продолжительность управления (статья 6);
  • перерывы в управлении (статья 7);
  • ежедневный отдых (статья 8);
  • еженедельный отдых (статья 8).

4.2.1. Продолжительность управления

Продолжительность управления между двумя любыми периодами ежедневного отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха не должна превышать девяти часов. Она может быть увеличена дважды в течение любой одной недели до десяти часов.
После максимум шести (для пассажирских перевозок двенадцати) ежедневных периодов управления водитель должен получить еженедельный период отдыха.
Общая продолжительность управления на протяжении любых двух недель не должна превышать девяносто часов.

4.2.2. Перерывы в управлении

После управления транспортным средством в течение четырех с половиной часов водитель должен сделать перерыв, по крайней мере, на сорок пять минут, если не наступает период отдыха. Этот перерыв может быть эквивалентным образом заменен перерывами продолжительностью не менее пятнадцати минут каждый, распределенными на протяжении периода управления или сразу после этого периода.
В течение этих перерывов водитель не должен выполнять никакой другой работы. Для целей данной статьи время ожидания и время, не используемое для управления и проведенное в движущемся транспортном средстве, на пароме или в поезде, не рассматривается в качестве «другой работы».
Перерывы, соблюдаемые на основании данной статьи, не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.

4.2.3. Продолжительность отдыха

В течение каждых двадцати четырех часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее одиннадцати часов, который может быть сокращен до девяти часов непрерывного отдыха не более трех раз в течение любой одной недели при условии, что до конца следующей недели в качестве компенсации водителю предоставляется отдых эквивалентной продолжительности.
В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение двадцати четырех часов, один из которых должен составлять не менее восьми последовательных часов. В этом случае минимальная продолжительность отдыха увеличивается до двенадцати часов.
Если в течение каждых тридцати часов транспортным средством управляли  два водителя, каждый водитель должен иметь период отдыха, продолжительностью не менее восьми последовательных часов.
В течение каждой недели один из периодов отдыха, должен составлять в качестве еженедельного отдыха в общей сложности сорок пять последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до тридцати шести последовательных часов, если он используется в обычном месте приписки транспортного средства или водителя, или до двадцати четырех последовательных часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано эквивалентным временем отдыха, если оно используется целиком до конца третьей недели, которая следует за данной неделей.
Еженедельный период отдыха, который начинается в течение одной недели и продолжается в течение следующей недели может быть присоединен к одной из этих недель.
Любой отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение ежедневного или еженедельного периода отдыха должен присоединяться к другому периоду отдыха продолжительностью не менее восьми часов и предоставляться по просьбе заинтересованного лица в месте стоянки транспортного средства или приписки водителя.
Ежедневный период отдыха может использоваться на транспортном средстве, если на нем имеется спальное место и это транспортное средство находится на стоянке.

4.3.Основные обязанности водителя при перевозке грузов по книжке МДП

При международной перевозке грузов по процедуре  МДП водитель обязан:

  • обеспечить правильное оформление книжки МДП;
  • предъявить книжку МДП таможенным органам и следить за правильным ее оформлением – отрывом листков и проставлением штампов и отметок в оставшихся корешках;
  • в пути следования следить за целостностью и сохранностью таможенных пломб. В случае повреждения таможенных наложений, а также в случае, если груз поврежден или погиб, обратиться к таможенным органам или компетентным властям страны, на территории которой это произошло, для составления протокола о происшествии;
  • перед разгрузкой предъявить представителю таможни книжку МДП для ее оформления – снятия таможенных наложений с грузового помещения;
  • проследить за изъятием соответствующего отрывного листа и проставлением штампов на корешке.

Книжка МДП должна быть возвращена водителю, а в случае ее задержания водитель обязан требовать подтверждающий это документ.
Получение книжки МДП, ее сдача в автотранспортное предприятие или передача другому экипажу оформляется соответствующей отметкой в путевом листе. При перевозке грузов по книжке МДП вскрытие пломбы производит инспектор таможни, а не грузополучатель. Нарушение этого правила влечет за собой штраф в размере 50 тысяч долларов США.


5. Таможенное регулирование

5.1. Таможенное законодательство РФ

Таможенное законодательство РФ состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации [9] от 28 мая 2003 года №61-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2004 года и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лицо реализует право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Определено, что таможенная граница совпадает с государственной границей, за исключением особых экономических зон. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством страны. Непосредственную организацию таможенного дела в России осуществляет Федеральная таможенная служба.
Используемые в Кодексе нормы, положения и термины приведены в соответствие с действующими законодательными актами Российской Федерации и общепризнанными нормами и правилами Всемирной торговой организации.
По сравнению с Таможенным кодексом РФ от 18.06.1993 года № 5221-1 новый Кодекс в большей степени обеспечивает защиту прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.
Данный документ содержит положения, касающиеся деятельности в области таможенного дела, основных принципов перемещения товаров и транспортных средств, таможенных процедур, таможенного оформления и таможенных режимов, таможенных платежей, таможенного контроля и таможенных органов.
В частности, таможенные режимы разделены на четыре группы: основные, экономические, завершающие и специальные.
К основным режимам отнесены: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит.
К экономическим режимам отнесены: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад).
К завершающим режимам отнесены: реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.
К специальным режимам отнесены: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы.
В Кодексе четко прописан перечень таможенных документов, необходимых для таможенного оформления, упрощена его процедура.
Срок таможенного оформления товаров сокращен с 10 до 3 дней.
Кодекс снимает ограничения на места таможенного оформления отдельных категорий товаров. Теперь все виды товаров и транспортных средств можно оформлять в любом таможенном органе.
В новом Кодексе упрощен порядок заявления таможенного режима транзита, транзитные товары освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов, от применения к ним мер нетарифного регулирования.
Кроме того, снижены размеры сборов за таможенное оформление, отменены сборы, связанные с выдачей свидетельств и разрешений, величина сборов зависит от затрат таможенных органов.
Если рассматривать деятельность международных автомобильных перевозчиков, то в новом Кодексе четко прослеживаются положения, направленные на обеспечение их законных интересов:

  • установлен  новый порядок таможенного оформления, который отражен в главе 9 «Прибытие на таможенную территорию Российской Федерации». В ней удалось не только прописать исчерпывающий перечень сведений и документов, которые перевозчик предоставляет на границе, но и определить состав этих сведений для каждого вида транспорта. Если в комплекте документов, переданных отправителем перевозчику, не содержатся требуемые сведения, то п.1 статья 72 Кодекса предусматривает, что в этом случае перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения в виде дополнительных документов, составленных им в произвольной форме;
  • установлена четкая процедура оформления в месте доставки. Срок регистрации прибывшего в таможню назначения транспортного средства не превышает 2 часов, а срок оформления документов – 24 часов. В статье 92 подчеркивается, что размещение транспорта в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток;
  • введен принцип ответственности грузополучателя и экспедитора, изменена концепция ответственности перевозчика за уплату таможенных платежей. Таким образом, теперь перевозчик огражден от необоснованных попыток взыскать с него таможенные платежи, если он строго выполнил все предписания таможни (доставил груз в таможенный орган назначения).

5.2. Таможенные склады и таможенные перевозчики

В Таможенном кодексе РФ предусмотрено три типа складов, на которых товары могут находиться в течение определенного времени без применения к ним мер экономической политики и без уплаты пошлин и налогов:
Склад временного хранения – специально выделенное и обустроенное помещение или иное место, где осуществляется временное хранение товаров и транспортных средств; учреждается таможенным органом РФ либо российским лицом при наличии лицензии таможенного органа РФ.
Склад временного хранения и прилегающая к нему территория являются зоной таможенного контроля, предназначенной для хранения товаров, не прошедших таможенной очистки и находящихся под таможенным контролем.
Максимальный срок хранения товаров на складе временного хранения – 2 месяца.
Таможенный склад – специально выделенное и обустроенное помещение или иное место, где действует таможенный режим таможенного склада; учреждается таможенным органом РФ либо российским лицом при наличии лицензии таможенного органа РФ.
Таможенный склад – основной таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся  под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения.
Максимальный срок хранения товаров на таможенном складе  – 3 года.
Свободный склад – специально выделенное и обустроенное помещение или иное место, где действует таможенный режим таможенного склада; учреждается таможенным органом РФ либо российским лицом при наличии лицензии таможенного органа РФ.
Свободный склад – основной таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются без применения к товарам экономической политики, а также без взимания пошлин и налогов, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. Товары могут находиться на свободном складе без ограничения сроков пребывания. Помещение товаров на свободный склад требует оформления грузовой таможенной декларации в режиме свободного склада.

5.3. Перевозка грузов по процедуре МДП

Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономи­ческой комиссии ООН в ноябре 1975 года разработана Таможен­ная конвенция о международной перевозке грузов с примене­нием книжки МДП (Конвенция МДП). Предусмотренный Конвенцией транзитный режим способствует облегчению международных перевозок в автомобильном сооб­щении не только в Европе и на Ближнем Востоке, но и в дру­гих регионах мира, например, Африке и Латинской Америке. Главная цель таможенных транзитных систем – облегчить в максимально возможной сте­пени международные перевозки грузов под таможенными печа­тями и пломбами, обеспечить необходимую надежность таможен­ного контроля и соответствующие гарантии для транзитных стран.
Необходимым условием удовлетворительного функционирова­ния такой системы является упрощение соответствующих формаль­ностей, которые должны быть не слишком обременительны для таможенных органов и не слишком сложны для перевозчиков и их партнеров. В связи с этим возникает необходимость должным образом сбалансировать требования таможенных органов, с од­ной стороны, и интересы перевозчика – с другой стороны.
Традиционно в ходе международных дорожных перевозок грузов таможенные органы при пересечении грузами территории государств применяют  свои национальные системы контроля и таможенные процедуры. Эти системы различны в каждой из стран, но зачастую вклю­чают осмотр и досмотр грузов на каждой национальной грани­це и применение национальных гарантийных требований (гаран­тии, таможенные закладные, депозиты), имеющих цель покрыть возможную сумму пошлин и сборов в период транзита грузов на территории каждой страны. Эти меры, применяемые в каж­дой транзитной стране, связаны со значительными расходами, задержками и простоями в ходе международных перевозок.
Действующая система МДП позволяет уменьшить трудности, с которыми сталкиваются перевозчики, и одновременно дает тамо­женным органам международную систему контроля, которая при­емлема для работы, и возможность осуществления таможенного контроля различными государственными системами, отличающи­мися в каждой отдельной стране.
Чтобы свести к минимуму задержки с доставкой грузов в ходе перевозки и одновременно предоставить максимальные га­рантии для таможенных органов во всех транзитных странах, система МДП предусматривает четыре следующих основных тре­бования:

  • надежные транспортные средства или контейнеры;
  • международная гарантия;
  • правильное оформление книжки МДП;
  • взаимное признание мер таможенного контроля.

Конвенция МДП касается перевозки товаров, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ от таможни отправ­ления одной страны до таможни назначения другой страны при условии, что определенная часть операции МДП между ее нача­лом и концом производится автомобильным транспортом.
Товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, осво­бождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных по­шлин и налогов в промежуточных таможнях. Сборы за тамо­женное оформление книжек МДП в этих таможнях не взимаются.
Товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в за­пломбированных дорожных транспортных средствах, запломби­рованных составах транспортных средств или запломбирован­ных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях.
Таможенный досмотр в этих таможнях может производиться в исключительных случаях, если имеются достаточные основа­ния полагать, что в запломбированных отделениях транспортных средств или контейнерах находятся предметы, не указанные в грузовом манифесте книжки МДП.
Положения Конвенции МДП не служат препятствием для при­менения ограничений, вытекающих из соображений обществен­ной нравственности, общественной безопасности, здравоохране­ния или гигиены, а также ветеринарного или фитосанитарного контроля.
На транспортные средства, перевозящие грузы по процедуре МДП должны быть прикреплены прямо­угольные таблички с надписью «TIR». Одна табличка помещает­ся спереди, а другая такая же табличка сзади дорожного транс­портного средства или состава транспортных средств таким образом, чтобы они были хорошо видны. Эти таблички должны быть съемными. Таможни отправления должны находиться толь­ко в одной стране. Таможни назначения должны находиться не более чем в двух странах. Общее число таможен отправления и назначения не должно превышать четырех.
Таможни ввоза и таможни отправления РФ могут устанавли­вать срок доставки товаров соответственно до таможен назна­чения РФ или таможен вывоза и определять маршрут движе­ния транспортных средств.
В случае, если сумма таможенных пошлин и сборов, под­лежащая уплате за перевозимые товары, больше, чем сумма гарантии, или если имеются основания полагать, что перевоз­чик не может гарантировать соблюдение положений таможен­ного законодательства РФ, может применяться сопровожде­ние товаров должностными лицами таможенных органов. Порядок сопровождения установлен Положением о таможен­ном сопровождении.
Когда часть перевозки с применением книжки МДП проходит по территории страны, не являющейся договаривающейся сто­роной Конвенции МДП, или процедура МДП прерывается в связи с более льготными транзитными системами, то операция МДП при­останавливается на этой части пути.
Перевозка с соблюдением процедуры МДП возобновляется при условии, если таможенные печати и пломбы или иные средства таможенной идентификации не повреждены.
Ассоциация становится ответственной перед таможенными органами РФ за надлежащее завершение таможенного режима транзита или за доставку товаров под таможенным контролем с момента их ввоза в РФ, а при вывозе из РФ товаров – с момента принятия книжки МДП для оформления в таможне отправления.


6. Организация международных перевозок

6.1. Порядок допуска российских перевозчиков к выполнению международных автомобильных перевозок

Право выполнять автомобильные перевозки в международном сообщении имеют только юридические лица и частные предприниматели, получившие специальное разрешение – допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок. Получение допуска регламентируется „Положением о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок“ (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. №730).
Наличие допуска является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешений на проезд по территории иностранных государств, а также для допуска к процедуре перевозки грузов с применением книжки МДП. Для получения допуска перевозчик должен предоставить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) по месту регистрации следующие документы:

  • заявление по форме, утвержденной Министерством транспорта РФ, о выдаче допуска с указанием регистрационных данных, вида перевозок (грузовые или пассажирские), срока действия удостоверения допуска (на 1 год либо на 5 лет);
  • копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;справка о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
  • документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств, и документы, подтверждающие их соответствие международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
  • копия документа, подтверждающего профессиональную компетентность ответственного специалиста;
  • балансовый отчет за последний отчетный период (необходим для подтверждения устойчивого финансового положения перевозчика — наличие собственного имущества стоимостью не менее 50 тыс. рублей на каждое транспортное средство, выполняющее международные перевозки, либо не менее 2,5 тыс. рублей на каждую тонну разрешенной максимальной массы таких транспортных средств);
  • копия полиса страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств.

Принятие решения о допуске перевозчика принимается в течение 30 дней с момента получения заявления и оформляется приказом, о принятом решении перевозчик уведомляется органом Ространснадзора в письменном виде в течение трех дней с даты его принятия.
В подтверждение решения о допуске выдается удостоверение допуска и карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные перевозки.
Удостоверение выдается:

  • на 1 год перевозчикам, впервые подавшим заявление либо имеющим опыт международных перевозок менее одного года;
  • на 5 лет перевозчикам, выполнявшим международные перевозки как минимум один год в течение последних 4 лет.

Удостоверение выданное на 1 год не продлевается, удостоверение, выданное на 5 лет может продляться по заявлению владельца, но не более двух раз. Продление осуществляется в течение 30 дней с момента получения органом Ространснадзора соответствующего заявления.
При увеличении парка транспортных средств, владелец удостоверения может получить карточки допуска при предъявлении документов на право владения и соответствия данных транспортных средств международным техническим требованиям.
Рассмотрение заявления о допуске к международным автомобильным перевозкам, выдача, продление и переоформление удостоверения и карточек допуска осуществляется безвозмездно.
При рассмотрении заявления о допуске к международным перевозкам на 5 лет и при продлении срока действия удостоверения орган Ространснадзора направляет копии представленных перевозчиком документов в Федеральную Таможенную Службу для подготовки заключения об отсутствии нарушений перевозчиком таможенного законодательства.
В случае, когда ответственный за осуществление международных перевозок специалист прекратил выполнение своих функций, владелец удостоверения должен в течение 30 дней направить в орган Ространснадзора документы на другого ответственного специалиста, который имеет необходимую квалификацию и на которого возлагается ответственность за осуществление предприятием международных перевозок.
В случае изменения регистрационных данных перевозчика, в 15-дневный срок он должен подать заявление о переоформлении удостоверения и карточек допуска.

6.2. Договор на перевозку и ответственность сторон

Основное содержание договора на перевозки заключается в том, что перевозчик обязуется  принять от грузоотправителя груз, доставить его в сохранности в предусмотренное договором место назначения и сдать получателю груза. Грузовладелец обязуется уплатить обусловленную провозную плату. Кроме того, договор перевозки определяет условия погрузки, перевозки, права, обязанности и предел ответственности сторон при различных обстоятельствах, возникающих в процессе доставки грузов, порядок уплаты провозных платежей, разрешение спорных вопросов. Наличие договора перевозки должно быть подтверждено письменным документом, оформленным в соответствии с действующими международными конвенциями, соглашениями, нормативными актами в области транспорта.
Основные условия международных автомобильных грузовых перевозок регулируются Конвенцией о договоре международной перевозки грузов, подписанной в 1956 году. Россия является участницей этой Конвенции.
Договор перевозки оформляется товарно-транспортной накладной (CMR). Форма накладной разработана Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), определивший ее обязательные и дополнительные реквизиты.
Стандартный блок накладных реализуется АСМАП с 6 и 12 листами: первый остается у грузоотправителя, второй сдается грузополучателю, третий прикладывается к счету за перевозку, четвертый остается у автотранспортного предприятия. Все последующие экземпляры – для таможни, проезда пограничных переходов и т. д. Накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком.
Основным нормативным актом, который регламентирует условия перевозок грузов в международном  автомобильном сообщении, является Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ – CMR). Конвенция применяется к любому договору о перевозке и доставке груза, указанные в договоре, находятся  в разных странах, из которых по крайне мере одна является участницей Конвенции.
Конвенция регулирует процедуру заключения и исполнения договора перевозки (описывается при рассмотрении локального договора перевозки), ответственность перевозчика, рекламации и риски, положения, касающиеся перевозки, производимой последовательно несколькими перевозчиками, а также общие вопросы, касающиеся участия в ней присоединившихся стран.
 Перевозчик несёт ответственность за полную или частичную утрату груза или его повреждения, происшедшие с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи, а также за просрочку в доставке.
Автомобильный перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что повреждение, порча или утрата груза произошли вследствие наступления форс-мажора; действий или бездействия отправителя или получателя; особых естественных свойств груза; из-за недостатков тары, незаметных при наружном осмотре.
Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при международной перевозке груза транспортом, в следующих размерах:

  • за утрату или недостачу груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
  • за повреждение и порчу груза – в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость;
  • за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью – в размере объявленной ценности, если перевозчиком не будет доказано, что она превышает действительную стоимость груза.

6.3. Маршруты движения и графики работы водителей

Совершенствование организации труда и производства предусматривает эффективное использование рабочего времени. В состав нормируемого (планового) рабочего времени включаются самые разнообразные по виду и продолжительности затраты времени. Так, в состав нормируемого (планового) рабочего времени водителей автомобилей входят:

  • установленное нормативами подготовительно-заключительное время для выполнения работ на предприятии перед выездом на линию и после возвращения с линии;
  • время проведения предрейсового медицинского осмотра;
  • время движения автомобиля на линии;
  • время стоянки в пунктах погрузки и выгрузки грузов;
  • время остановок, предусмотренное графиком для кратко-сменного отдыха в пути и на конечных пунктах, а также время для просмотра подвижного состава и его обслуживания.

В состав фактического рабочего времени водителей автомобилей, помимо перечисленных затрат рабочего времени, может входить время простоев не по вине водителя (по организационным и техническим причинам).
Для создания нормальных условий труда при разработке гра­фиков работы водителей вводится ежедневный, междусменный,  понедельный и годовой отдых.
Для разработки маршрута можно воспользоваться программой AutoRoute Express V2.0, а при выборе оптимального дополнительно воспользоваться картами и атласами автомобильных дорог. Для более точного определения оптимального маршрута необходимо воспользоваться всеми этими методами.
Для осуществления международных автомобильных перевозок желательно использовать сеть благоустроенных автомобильных дорог и магистралей, обеспечивающих высокие скорости и безопасность дорожного движения.

6.4. Особенности организации отдельных видов перевозок

6.4.1. Перевозка опасных грузов

При транспортировке опасных грузов может возникнуть угроза пожара, взрыва, отравления токсичными веществами и т. д., поэтому необходимо выполнять ряд специфических требований.
Согласно ГОСТ 19433-81 на упаковке с опасным грузом должны быть нанесены знаки опасности. Это квадрат, повернутый на угол со стороной не менее 100 мм и разделенный на два равных треугольника. В верхнем треугольнике нарисован символ опасности, а в нижнем углу нижнего – номер класса. Между символом и номером – надпись, характеризующая опасность груза.
Установлено одиннадцать знаков опасности. На упаковке, имеющей форму параллелепипеда, знаки опасности наносят на три поверхности (боковую, торцевую и верхнюю); на бочках – на одном из днищ и на обечайке с противоположных сторон; на мешках – в верхней части у шва с двух сторон; на других видах тары – в наиболее удобном месте. При перевозке опасных грузов в контейнерах и пакетах знаки опасности наносят как на упаковку с опасным грузом, так и на контейнеры и пакеты. В сопроводительных документах должны быть правильные технические наименования грузов и подтверждение о нанесении на их упаковку знаков опасности.
Опасный груз разрешается перевозить только транспортными средствами, на которые в ГИБДД получены свидетельства о допущении к перевозке опасных грузов.
Транспортные средства должны отвечать условиям безопасной перевозки конкретного груза.
При выборе маршрута перевозок АТП обязано указать:

  • сведения о грузе;
  • допустимую скорость движения;
  • возможность движения при ограниченной видимости и ночью;
  • необходимость прикрытия;
  • места стоянок и заправок и т. д.

Маршрут не должен проходить через населенные пункты, вблизи промышленных объектов, зон отдыха, архитектурных памятников, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений. Маршрут для особо опасных грузов согласовывается с ГАИ.
Основным документом, регламентирующим условия международной перевозки опасных грузов, является Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) с приложениями А и В [5,6], в которых определены опасные грузы, условия их допуска к перевозке и требования к транспортным средствам.

6.4.2. Перевозка скоропортящихся пищевых продуктов

Скоропортящимися продуктами являются продовольственные товары, пригодность которых в качестве продуктов питания ограничена определенными сроками и температурным регламентом при их хранении и перевозке.
К скоропортящимся продуктам относят следующие две категории.

  • Замороженные и глубоко замороженные пищевые продукты. К ним относят: замороженные или глубокозамороженные сливки и концентрированные фруктовые   соки    (–20 оС);   замороженная   или  глубокозамороженная рыба  (–18 оС); любые другие глубокозамороженные пищевые продукты (–18 оС); замороженное масло и другие жиры (–14 оС); замороженные субпродукты, яичные желтки, домашняя птица и дичь (–12 оС); замороженное мясо (–10 оС); любые другие замороженные пищевые продукты (–10 оС).
  • Пищевые продукты, не находящиеся в замороженном или глубокозамороженном  состоянии: субпродукты (+3 оС); масло (+6 оС); дичь (+4 оС); молоко в цистерне, предназначенное для немедленного потребления (+4 оС); молоко для пищевой промышленности (+6 оС); молочные продукты (+4 оС); рыбы, моллюски и ракообразные (должны перевозиться в тающем льду); готовые мясные продукты (+6 оС); мясо, за исключением субпродуктов (+7 оС); домашняя птица и кролики (+4 оС).

6.4.3. Крупногабаритные грузы

Под грузами большой массы имеются в виду неделимые грузы, масса которых превышает установленные законодательством пределы. К ним можно отнести трансформаторы, рабочие колеса и лопасти турбин, атомные реакторы, блоки обжиговых печей, станки, котлы, корпуса судов и т. п., которые в готовом виде доставляют с заводов-изготовителей на объекты. Габариты таких грузов достигают 6…7 м по высоте, 40…50 м по длине и 5…7 м по ширине.
Для перевозки грузов массой до 40 т применяют автомобили-тягачи с полуприцепами и прицепами-тяжеловозами.
Перевозка грузов массой более 40 тонн и негабаритных грузов представляет собой сложный транспортно-технологический процесс, требующий проведения ряда мероприятий как в период подготовки к перевозке, так во время ее выполнения. Необходимо решать две задачи: выбор подвижного состава и организация погрузки, перевозки и разгрузки груза.
Необходимо подобрать соответствующее транспортное средство с учетом равномерного распределения осевых нагрузок и проверить их техническую готовность.
На перевозку таких грузов требуется разрешение, для получения которого необходимо представить разработанный маршрут следования. Необходимо учесть следующие факторы: ограничения в проезде по мостам, под мостами, в тоннелях, под контактными сетями городского и железнодорожного электрического транспорта; дорожные условия (наличие подъемов, спусков, закруглений с малыми радиусами и т. п.) и т. д.
Для осуществления перевозок негабаритных грузов и грузов большой массы могут создаваться автоколонны, состоящие из автомобилей-тягачей и автомобилей-толкачей, передвижной автомастерской и т. д. График движения автоколонн устанавливают с учетом состояния дорог, климатических условий, интенсивности движения и т. д.

6.4.4. Пассажирские перевозки

В последние годы в России пассажирские автомобильные перевозки в международном сообщении получили дальнейшее развитие. Так постоянно увеличивается количество регулярных автобусных линий между городами России и Европы, России и Китая.
Международные пассажирские перевозки автобусами в России имеют два направления, а именно, международный автобусный туризм и пассажирские перевозки по международным регулярным линиям.
В настоящее время на более чем 50 линиях осуществляются регулярные перевозки пассажиров автобусами между Россией и Норвегией, Финляндией, Польшей, Германией, Венгрией, Турцией, Литвой, Латвией, Эстонией, Белоруссией и Китаем. Новые маршруты открыты в приграничных областях. Этому способствует небольшая протяженность линий и растущий спрос на перевозки.
На регулярных международных автобусных линиях в страны Европы для перевозок пассажиров используются комфортабельные автобусы ведущих мировых производителей: «Неоплан», «Мерседес», «Вольво» и т.д. Как правило, эти автобусы оборудованы кондиционерами, видео- и аудиосистемами, мобильной телефонной связью, холодильником, туалетом и кофеваркой.
В основном регулярные международные автобусные линии являются экспрессными и по территории транзитных стран проходят в режиме «с закрытыми дверями», то есть без посадки и высадки пассажиров, имея остановки для посадки и высадки пассажиров в странах отправления и назначения только в крупных пассажирообразующих городах. Документом, регламентирующим работу автобусов, является расписание. Обязательная информация расписания включает указание пунктов маршрута, времени проследования каждого пункта и стоимости проезда. В конце каждого расписания следует ссылка на место заказа билетов.
Перевозки пассажиров по постоянным маршрутам осуществляются строго по расписанию и тарифам, согласованным и утвержденным партнерами и на основании разрешений, выданных министерствами транспорта стран, в том числе и тех, по которым транзитом проходит маршрут движения автобуса.
Однако дальнейшему развитию регулярных автобусных перевозок препятствует ряд трудностей, прежде всего, значительные простои на границах, образование новых дополнительных границ, что требует получения дополнительных разрешений на перевозки, введение местными органами власти (особенно в странах СНГ) различных налогов, сборов и ограничений на проезд.
Нерегулярные перевозки пассажиров и туристов осуществляются между Россией и Финляндией, Польшей, Литвой, Францией, Германией, Италией, Турцией, Чехией и Словакией, а в разовом порядке и в другие страны.
Нерегулярные пассажирские перевозки, попадают под категорию «при закрытых дверях» также организуются для коммерческих перевозок и специализированных шоп-туров. Обязанности автобусного перевозчика сводятся лишь к предоставлению исправного автобуса и непосредственного осуществлению перевозки. Организационно этот вид перевозок представляется самым простым и не требует наличия разрешений на въезд автобуса на территорию иностранного государства.
Самая серьезная проблема – несвоевременное получение въездных виз и, в результате, срыв перевозок.
Выбор туристами того или иного вида транспорта зависит от ряда причин, среди которых можно выделить следующие: географическое положение страны, уровень развития страны в целом, развитие и наличие транспортных средств для пассажирских (туристических) перевозок.

6.5. Транспортно-сопроводительные документы

В соответствии с общими требованиями правового обеспечения, международные автомобильные перевозки должны осуществляться с применением транспортно-сопроводительных документов, включающих:

  • документы водителя;
  • документы, относящиеся к транспортному средству;
  • документы, относящиеся к грузу или пассажирам.

6.5.1. Документы водителя

Водители, осуществляющие международные автомобильные перевозки должны иметь следующие документы (в соответствии с Конвенцией о дорожном движении):

  • водительское удостоверение – в России используются только национальные удостоверения, признаваемые за международные, в них должна быть отметка о допуске к соответствующей категории транспортных средств;
  • медицинский страховой полис на водителя;
  • загранпаспорт с действительными сроками въездных и выездных виз стран, по которым осуществляется перевозка.
  • свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (ДОПОГ-удостоверение) – если перевозится опасный груз;
  • личная контрольная книжка или диаграммы тахографа – члены экипажей  должны всегда иметь при себе листки за текущую неделю и за последний день предыдущей недели, во время которого они управляли  транспортными средствами.

6.5.2. Документы, относящиеся к транспортному средству

Свидетельство о регистрации транспортного средства на территории Российской Федерации. В соответствии с Конвенцией о дорожном движении все транспортные средства РФ, предназначенные для осуществления международных перевозок, должны быть зарегистрированы на территории РФ и водитель автомобиля должен иметь свидетельство о регистрации, выданное органами ГАИ.
Разрешение на въезд транспортного средства в страну или следование транзитом через территорию страны. Бланк разрешения представляет собой документ с рядом реквизитов, оформленный соответствующим образом. Российские разрешения и разрешения стран, с которыми заключены двухсторонние соглашения, имеют разовый характер. В настоящее время по поручению министерства АСМАП выдает разрешения Министерства транспорта РФ.
Свидетельство о страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства за ущерб, который может быть причинен третьим лицам. Для оформления страховой гражданской ответственности при автоперевозках на территории Европы применяется страховой документ «зеленая карта».
Свидетельство о допущении автотранспортного средства к международной перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами. На каждое допущенное к перевозке под таможенными печатями и пломбами транспортное средство выдается свидетельство о допущении установленного образца. Свидетельство о допущении транспортного средства выдается и оформляется региональными таможенными органами.
Свидетельство о допущении автотранспортного средства к перевозке скоропортящихся грузов. В соответствии с СПС к перевозке скоропортящихся пищевых продуктов допускаются транспортные средства, соответствующие установленным определениям и нормам. Факт соответствия подтверждается свидетельством о допущении автотранспортного средства к перевозке скоропортящихся грузов, выдаваемом после проведения соответствующего контроля. Данное свидетельство выдается и оформляется Государственной автомобильной инспекцией.
Свидетельство о допущении автотранспортного средства к перевозке опасных грузов. В соответствии с ДОПОГ, вступившим в силу 1 июля 2001 года был изменен бланк свидетельства.
Талон о прохождении техосмотра в ГИБДД. Периодичность прохождения техосмотра – один раз в год, а для транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов – каждые полгода. Талон должен крепиться в нижнем правом углу лобового стекла.

6.5.3. Документы, относящиеся к грузу

Накладная CMR. Заполняется в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки. Товарно-транспортная накладная составляется в трех экземплярах, которые должны быть подписаны отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.
Книжка МДП (Карнет TIR). Заполняется в соответствии с Конвенцией о международной дорожной перевозке грузов.

6.6. Паспортно-визовое обеспечение перевозок

Предусматривается четыре вида документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за рубежом:

  • общегражданский заграничный паспорт;
  • служебный паспорт;
  • дипломатический паспорт;
  • паспорт моряка.

Основным отличием в использовании служебного паспорта от общегражданского является перечень стран, в которые можно въезжать без виз.  Паспорт моряка предусматривает возможность захода в любые порты без оформления виз, однако возможность покидать борт судна оговаривается отдельно. Нормативными документами предусматривается выдача заграничных паспортов двумя органами:

  • Министерством внутренних дел;
  • Министерством иностранных дел.

Закон о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию принят 18.06.1996 г., подписан президентом 21.12.1996 г. Для въезда в Российскую Федерацию закон предусматривает однократные, двукратные (со сроком действия 1 и 3 месяца) и многократные визы на срок от 3 до 12 месяцев. Сборы за оформление виз  составляют от 1 до 12 Минимальных размеров оплаты труда. Выезд их из РФ осуществляется при наличии соответствующих виз, перечень стран в которые можно въезжать без визы – ограничен. Есть страны, в которых можно оформить визу при въезде (например, Турция). Стоимость визы в различных странах может существенно различаться, также как и условия её получения. Большинство стран Европы объединились в единое визовое пространство, которое получило название Шенгенского союза. Виза, оформленная в любой из этих стран, дает право на проезд в любую другую страну Шенгенского пространства. Основное требование – человек, получивший такую визу должен не менее 50 % времени пребывания находиться в стране, выдавшей визу.
Для водителей целесообразно оформлять годовую визу. Как правило, иностранная годовая виза регламентирует количество дней пребывания за срок действия визы. По просьбе АСМАП стандартное количество дней пребывания по годовой визе в странах ЕС было сокращено со 180 до 90 для минимизации расходов на медицинскую страховку. Для получения виз проще обращаться к посредникам, а в случае получения виз для водителей – в АСМАП.

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
 

« Назад


 
 
   
 
© Система грузоперевозок Логинвест:
Все грузоперевозки по России, авто грузоперевозки, страхование грузов, автоперевозки грузов.
 
Архив заданий